1.4. Условия работы и инструмент
Ремонтные работы надо проводить в чистом, хорошо освещенном помещении, которое оснащено верстаком и тисками. В нем должно быть достаточно места, чтобы разложить и упорядочить различные детали и узлы и не убирать их каждый раз по окончании ремонтных операций.
Для ремонта необходим максимально полный комплект высококачественного инструмента. Хороший инструмент можно долго использовать, он всегда оправдает расходы на его приобретение. Основой комплекта инструмента является набор гаечных ключей с открытым зевом, которые можно использовать на любой хорошо доступной части автомобиля. Набор гаечных ключей с замкнутым зевом желателен, его можно использовать на крепко сидящих винтах и гайках или в труднодоступных местах. Чтобы снизить расходы, можно обойтись набором комбинированных гаечных ключей, у них на одном конце имеется открытый зев, а на другом — кольцо того же размера. На рис. 8 показаны такие ключи. Желательно приобрести накидные головки (вставки). Если наружный диаметр головок не слишком большой, ими можно отвернуть также гайки и винты в труднодоступных местах или углублениях. Кроме того, потребуется набор крестовых отверток, щипцы и молоток.
Рис. 11. Инструмент и вспомогательные средства для ухода и ремонта автомобиля: 1 — гидравлический домкрат; 2 — масленка; 3 — щупы для проверки зазоров; 4 — измеритель профиля шин; 5 — манометр для шин; 6 — электрическая переносная лампа; 7 — контрольная лампа (12 В); 8 — динамометрический ключ; 9 — проволочная щетка; 10 — ножовка; 11 — стяжка поршневых колец; 12 — опоры-треноги
|
В автомобилестроении все большее применение находят так называемые винты «Torx» (рис. 9). Для отворачивания таких винтов используется специальный комплект вставных головок. Дополнительно к основному оснащению можно приобрести ударную отвертку, без которой вряд ли можно отвернуть, не повредив, винты с крестообразным шлицем, затянутые машинным способом. Разумеется, ее можно использовать и для подтягивания соединений, для обеспечения герметичности соединений. Также часто требуются круглогубцы для стопорных колец, так как шестерни коробки передач, валы и аналогичные детали удерживаются в большинстве случаев стопорными кольцами, которые очень трудно снять с помощью отвертки. На рис. 10 показаны два типа круглогубцев — для внешних стопорных колец, которые могут быть разжаты щипцами, и для внутренних стопорных колец. Они бывают с прямыми или скошенными зубцами. Полезная вещь — динамометрический ключ (рис. 11). Если уже достигнут требуемый момент затяжки винта или гайки, он проскальзывает. Выпускают и ключи с индикатором, который показывает достигнутый крутящий момент. В этой связи следует также упомянуть градуированный диск. Он выглядит, как показано в верхней части рис. 9. Многие винты и гайки приходится подтягивать на определенный угол (угловая затяжка). Для этого лучше всего воспользоваться градуированным диском.
Чем сложнее конструкция автомобиля, тем больше приспособлений и инструмента требуется для его самостоятельного обслуживания. Некоторые виды работ невозможно выполнить без специальных, как правило дорогостоящих, приспособлений и инструмента.
На рис. 11 показаны наиболее часто используемые инструмент и вспомогательные средства. Советуем их приобрести, если вы предполагаете самостоятельно обслуживать автомобиль.
При выполнении работ на автомобиле соблюдайте следующие требования безопасности, чтобы ограждить себя от возможных травм:
- не работайте под автомобилем, поднятым автомобильным домкратом. Всегда подставляйте дополнительные опоры. Если их нет, можно подложить, например, два колеса друг на друга;
- никогда не затягивайте колеса или гайки ступицы колес, если автомобиль установлен на опоры;
- никогда не отвинчивайте пробку расширительного бачка системы охлаждения на горячем двигателе. Если это неизбежно, оберните толстую тряпку вокруг крышки и поверните ее до первой защелки, чтобы пар мог выйти;
- никогда не сливайте моторное масло сразу по окончании поездки. Утилизируйте моторное масло в специально отведенных для этого местах и только согласно действующим предписаниям;
- не допускайте попадания тормозной и охлаждающей жидкостей на лакокрасочное покрытие автомобиля. Образовавшиеся пятна трудно или невозможно удалить;
- не вдыхайте пыль от тормозов. Несмотря на то что тормозные накладки и колодки изготовляют без использования асбеста, пыль от их истирания вредна для здоровья. Если вы продуваете тормоза сжатым воздухом, отворачивайтесь, старайтесь не дышать пылью. Осведомитесь о возможности приобрести аэрозоли, которыми обрабатывают детали тормозов, чтобы избежать образования пыли;
- незамедлительно вытирайте с пола остатки масла или смазки — на скользком полу легко поскользнуться;
- не используйте ключи несоответствующего размера или расточенные ключи для отворачивания гаек или винтов. Соскользнувший ключ может поранить. В любом случае заклейте открытую рану пластырем, прежде чем грязь и масло смогут проникнуть в нее;
- нельзя ремонтировать автомобиль в галстуке, в длинной и развевающейся одежде. Подвяжите длинные волосы во время работы. Кольца и браслеты лучше снять — ими можно за что-либо зацепиться, более того, они хорошо проводят ток;
- освободите рабочее место от посторонних предметов, чтобы не споткнуться об них;
- лучше работать с помощником. Семье, друзьям или знакомым следует иногда проверить, все ли в порядке;
- никогда не пытайтесь в спешке завершить работу — многие гайки останутся незатянутыми;
- согласно правилам противопожарной безопасности никогда не курите в непосредственной близости к автомобилю и не позволяйте курить другим. Снимайте клеммы с аккумуляторной батареи, если топливопроводы перекрываются. Короткие замыкания, вызванные металлическими предметами, могут привести к искрообразованию. На всякий «пожарный» случай держите наготове огнетушитель;
- никогда не кладите переносную лампу на двигатель. Некоторые переносные лампы вырабатывают большое количество теплоты и могут стать причиной возникновения пожара, хотя они и защищены проволочной решеткой. Лучше всего при работе подвесить ее в моторном отсеке к открытому капоту.
Предупреждение
Использование инструмента низкого качества в большинстве случаев приводит к травмам и повреждениям деталей крепления и пр. Высококачественное инструментальное оснащение — хорошее начало для самостоятельного обслуживания автомобиля.
|
Приведенные ниже инструмент и вспомогательные средства значительно облегчат проведение ремонта и позволят повысить его качество:
- ассортимент отверток с предохраняющей от проскальзывания рукояткой для винтов со шлицевой, крестовой и «Torx»-головкой;
- ключ для свечей зажигания SW 16, специальный торцовый ключ с резиновой вставкой;
- ключи с внутренним шестигранником на кольце размерами 2–8 мм. Ребра этих ключей быстро изнашиваются. Если ключ несколько раз безрезультатно соскальзывает, приобретите новый набор;
- при помощи крестового колесного ключа для легковых машин вы отвернете и прочно сидящие колесные винты. В остальных случаях колесного ключа из водительского комплекта инструмента должно быть вполне достаточно;
- пассатижи, щипцы для водяного насоса (длиной не менее 240 мм) и кусачки-бокорезы сгибают, удерживают, поворачивают и разделяют почти все материалы на автомобиле;
- слесарный молоток (рекомендованная масса примерно 300 г) используется для того, чтобы, например, пробойником выбить крепко застрявший болт из соединения. «Чувствительные» элементы конструкции, такие как подшипники, литые или закаленные детали, напротив, должны обрабатываться только при помощи пластмассового или резинового молотка. Рихтовочный молоток поможет при кузовных работах;
- кернер используют при сверлильных операциях на металле. Установите закаленное острие точно в нужном месте для сверления. Легким ударом молотка по стержню кернера на поверхности делается маленькое углубление, в которое устанавливается сверло по металлу;
- пробойник (диаметром 3 и 6 мм) универсален при монтажных и демонтажных работах с шасси, двигателем и тормозами. Если вы удаляете им стопорные болты, обращайте внимание на то, чтобы поверхность прилегания пробойника приблизительно соответствовала размеру болта, так как иначе он деформируется.
Предупреждение
При неоднократном использовании пробойника от ударов молотком образуются заусенцы в виде бахромы. Может так случиться, что кусок расплющенного материала неожиданно отколется и отскочит в глаз. Поэтому работайте только с теми пробойниками, на которых нет заусенцев с ударной стороны. Можно попробовать слегка обточить такой пробойник, чтобы он снова выглядел «безопасным».
|
- при помощи зубила (закаленное лезвие) вы при необходимости справитесь и с деформированными или поржавевшими резьбовыми соединениями, отрубив гайку вместе с куском нарезного болта. Однако на «мягких» местах ваш помощник должен поддерживать внизу в месте удара молоток, чтобы не было деформации;
- для работ в моторном отсеке и под автомобилем рекомендуется приобрести комплект торцовых ключей со вставками 10–32 мм и ключ с трещоткой. Комплект стоит дешевле, чем покупка необходимых вставок в отдельности. Сюда относятся также уже упомянутые комплекты «Torx»-вставок;
- для работ в салоне нелишним будет набор торцовых ключей. Наряду с крестовыми, шлицевыми винтами, винтами типа «Torx» и пластмассовыми клипсами производители используют винты с SW6 до 13 мм;
- для работы с электронными системами рекомендуется следующее: пассатижи и отвертка с ручками из изоляционного материала, прессовочные клещи, штепсельные соединения и соединители для проводов, лампа для проверки фаз с игольчатым выводом и отдельным кабелем для соединения на «массу».
Примечание
Проверьте штатный комплект инструмента водителя. У вас должно быть все необходимое в случае поломки в дороге. Есть ли в комплекте автомобильный домкрат, колесная крестовина и отвертка? При неплотном контакте или слабом соединении проводов помогут электромонтерские пассатижи, несколько проводов и изолента. Необходимо иметь также комплект ламп и плавкие предохранители на замену, буксировочный трос, провод для подключения к вспомогательной аккумуляторной батарее и карманный фонарь. И не забудьте, что при непредвиденном ремонте в дороге руки становятся грязными. Захватите в дорогу бумажные полотенца или носовые платки (они необходимы и при контроле уровня масла в двигателе, жидкости в бачке рулевого механизма с усилителем и т. д.).
|