13.1. Аккумуляторная батарея и стартер

Силовой пакет: аккумулятор, не требующий техобслуживания

1 — Крышка блока,
2 — Крышка для закрытия полюсов,
3 — Межэлементное соединение,
4 — Полюсный вывод,
5 — Пробка аккумулятора (под крышкой),

6 — Шина для соединения пластин,
7 — Моноблок,
8 — Отбортовка аккумулятора,
9 — «Лежащая» в пленочном сепараторе положительная пластина,
10 — Отрицательная пластина.

Шесть в ряд подключенных элементов являются сердцем 12-вольтовой стартерной аккумуляторной батареи. Отдельный элемент состоит из комбинации положительных и отрицательных пластин, которая химическим путем производит напряжение около двух вольт. Пластины, в свою очередь, состоят из решеток, изготовленных из свинцово-сурьмянистого сплава, которые заполнены активной массой. На сторонах положительной пластины находится перекись свинца, реагент отрицательных пластин – чистый свинец. Между ними находится сепаратор – он разделяет пластины между собой, однако аккумуляторная жидкость (электролит) может циркулировать через микроскопические поры. Электролит является токопроводящей жидкостью, которая почти на 37% состоит из концентрированной серной кислоты и на 67% дистиллированной воды.

Сохраняет электрическую энергию – аккумуляторная батарея

В защищенных «внутренностях» аккумулятора протекают энергетические процессы – в аккумуляторе химическая энергия преобразуется в электрическую энергию. Основным потребителем «мощностного сока» является стартер. Его тяговое усилие зависит от накопленной энергии, которую производит и сохраняет аккумулятор во время движения: в зависимости от типа двигателя стартера кратковременно стартер «высасывает» до 2000 Ватт – для этого аккумулятор должен быть в хорошей «физической» форме.

При каждом холодном пуске большая часть необъятной мощности идет на счет внутренних потерь на трение. Напротив, запуск нагретого двигателя стартер реализует уже с помощью пятой части от мощности, необходимой для пуска холодного двигателя. Все качающиеся и вращающиеся детали лучше взаимодействуют друг с другом за счет большего «места», а «теплое» масло более гибче, чем остывшее, которое вначале крайне недовольно курсирует в системе циркуляции.

 ТЕХНИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Аккумулятор – понятия и нормы

Обозначение находится на корпусе и характеризует параметры аккумулятора. Например, «12V 70 Ah 210A» (12V (B) = номинальное напряжение; 70Ah (А·ч) = номинальная емкость; 210А = ток стартерного разряда.

Номинальное напряжение: Общая отдача напряжения (размерность «В»). У всех моделей Mondeo устанавливается 12 В. Фактическое напряжение зависит, естественно, от степени разряженности аккумулятора. Оно может быть больше или меньше номинального значения.

Номинальная емкость: Определяет аккумулирующую способность аккумулятора (размерность «А·ч»). Это емкость, которой может обладать полностью заряженный аккумулятор при температуре 27 °С в течение 20 часов, и при этом напряжение элементом не будет устанавливаться ниже 10,5 В (конечное напряжение разряда). Стояночное освещение вашего автомобиля, например, потребляет 25 Ватт. При напряжении бортовой сети 12 Вольт аккумулятор вырабатывает ток силой 2,08 А, согласно формуле «ток (А) = мощность (Вт)/напряжение (В)». При наличии аккумулятора на 70 А·ч теоретически ваш Mondeo может находиться с включенным стояночным огнем в течение около 30 часов. Ударение здесь делается на слово «теоретически», так как на практике аккумулятор уже через примерно 10–15 ч. будет полностью разряжен и бессилен.

Емкость: Заключенный в аккумуляторе расход тока в ампер-часах (А·ч). Она зависит прежде всего от разрядного тока, температуры, степени разрядки и общего состояния (старения) аккумулятора.

Ток холодной прокрутки: Определяет способность пуска аккумулятора в холодное время (размерность «А»). Определенный разрядный ток, который может вырабатывать аккумулятор на 12 Вольт при температуре –18 °С. При этом напряжение в течение 30 секунд не упадет ниже 9 Вольт, в течение 150 секунд соответственно 6 Вольт.

Саморазрядка: Химические процессы, протекающие внутри элементов аккумулятора, вызывают его разрядку – даже если не подключен ни один потребитель тока. Заряженный почти новый автомобильный аккумулятор теряет ежедневно около 0,5% своего заряда. Сильные колебания температуры, повреждения или загрязненный корпус аккумулятора также ускоряют процесс разрядки.

Стартер с принудительным включением и самовыключением с редуктором

При запуске стартер с принудительным включением и самовыключением вдыхает в Mondeo необходимую «жизненную силу».

  • Поверните ключ зажигания в направление «Пуск», через замок-выключатель зажигания (клемма 50) течет ток на электромагнитный выключатель, находящийся над стартером.
  • Он приводит в движение вилку включения: она перемещает после этого по крутой резьбе вала якоря стартерную шестерню в зубчатый обод маховика двигателя (ход толкания).
  • В конце хода толкания шестерня стартера «устанавливается» непосредственно перед маховиком – это сигнал для электромагнитного выключателя посредством своих основных контактов «открыть дорогу» полному току аккумулятора (клемма 30). Шестерня ввинчивается далее в зубчатый обод и создает тем самым силовое замыкание (ход ввинчивания) – стартер проворачивает двигатель.
  • Как только двигатель подает первые «признаки жизни» и вы освобождаете ключ зажигания, в удерживающей обмотке электромагнитного выключателя пропадает электромагнитное поле – стартовый сигнал для возвратной пружины, чтобы она привела вилку включения в исходное положение. Шестерня стартера выходит из зацепления с маховиком, сам стартер уже обесточен.

    Стартер с принудительным включением и самовыключением и редуктором.

    1 — Подшипник привода, 2 — Стартерная шестерня, 3 — Реле включения, 4 — Вывод клемма 30, 5 — Подшипник коммутатора, 6 — Пластина для крепления щеток с угольными щетками, 7 — Обмотка возбуждения, 8 — Корпус полюса, 9 — Якорь, 10 — Полюсный наконечник, 11 — Планетарная передача (редуктор), 12 — Рычаг включения, 13 — Механизм включения.


 

Поиск по сайту

Карта Сайта

Пожалуйста включите / Please enable JavaScript!