10. Трансмиссия
Mondeo выбирает передачи с помощью троса.
Из этой главы вы узнаете, как Mondeo «посылает» свою мощность двигателя на
передние колеса. Система передачи топлива, в частности, состоит из маховика
со сцеплением, коробки передач и главной передачи. Чтобы эти все компоненты
надлежащим образом взаимодействовали, они соединяются точно согласованной системой
из фрикционных прокладок, валов, подшипников, зубчатых колес и шарниров. Сколько
сил фактически дойдет до колес, в первую очередь зависит от мощности двигателя
«вашего» акселератора. Однако и акселератор этому мало способствует, если частота
вращения двигателя не согласована с текущей скоростью – каждый двигатель внутреннего
сгорания «послушен» только в ограниченном диапазоне частот вращения. Чтобы теоретически
вы смогли «лучше понимать свой Mondeo», в главе Двигатели мы представили различные
кривые мощности. Хотите двигаться, экономя топливо, значит, нужно стремительно
ускоряться и быстро переключаться на следующую высокую передачу: пытайтесь постоянно
координировать скорость движения с передачей, при которой частота вращения двигателя
близко приближается к максимальному крутящему моменту.
Для того чтобы крутящий момент и скорость по возможности «стали единомышленниками»,
им ассистирует в Mondeo полностью синхронизированная пятиступенчатая коробка
передач (МТХ-75). В комбинации с 2,0-литровым V6-двигателем Duratec-HE в качестве
альтернативы Ford предлагает электронную регулируемую четырехступенчатую автоматическую
коробку передач с ускорителем и сцеплением для блокирования гидространсформатора
(CD4E).
«Дирижерская палочка»: рычаг коробки передач в деталях
Передачи для сил тяги
Чтобы из «состояния покоя» без проблем разогнаться, приводным колесам необходим как можно больший крутящий момент. Если вы уже просмотрели кривые мощности, то ниже 1500 об/мин по крайней мере у карбюраторных двигателей с крутящим моментом еще не столь хорошо: с помощью «передачи на тихий ход» первая передача облегчает двигателю стремительный скачок к высоким оборотам и приведение Mondeo в движение. При установке четвертой – и даже пятой – передачи получается, к сожалению, все наоборот: при обеих передачах вступает в силу «передача в быстроту». По сравнению с частотой вращения ведущих колес двигатель вращается на этих передачах неспешно высоко. Другими словами: коробка передач изменяет частоту вращения двигателя ближе к желаемой частоте вращения ведущих колес.
«Отделение» двигателя от коробки передач — сцепление
При каждом процессе трогания с места или переключения передачи кратковременно силовой поток между двигателем и коробкой передач прерывается. В автомобилях с механической коробкой передач для этого предназначено сцепление. Оно обеспечивает «мягкое» трогание с места и плавное переключение передач благодаря тому, что оно выравнивает различные частоты вращения между коленчатым валом и приводным валом коробки передач. Несколько расточительней функционирует «совместная игра» планетарных шестерен и автоматической коробки передач. Каждый процесс переключения здесь происходит без прерывания сил тяги.
Передает крутящий момент двигателя – гидравлически в коробке передач – преобразователь крутящего момента
Вместо обычной фрикционной муфты гидравлический преобразователь крутящего момента координирует процесс трогания с места и «смены хода». В Mondeo это обеспечивается с согласованием пяти электромагнитных клапанов, которые на основе общего картера рулевого механизма и образуют «менеджмент» автоматической коробки передач:
- переключение давления (посредством механизма регулирования давления в трубопроводе),
- управление переключением (посредством распределительной задвижки с регулированием положения),
- модулированное приведение в действие преобразователя крутящего момента – перемыкания сцепления,
- управление процессом переключения 3 – 2 и...
- ...режим принудительного холостого хода с функцией моторного торможения.
В этом секторе преобразователь крутящего момента действует не только очень комфортно, но и без механического износа – по меньшей мере, при нормальных нагрузках.
Преобразователь крутящего момента с сцеплением для блокирования гидространсформатора
1 — Корпус преобразователя
и колесо насоса,
|
4 — Сцепление для блокирования
гидространсформатора,
|
Последняя инстанция перед ведущими колесами – главная передача
Главная передача является последней инстанцией, которую проходит генерируемый двигателем крутящий момент на пути к ведущим колесам. Ее задача заключается в том, чтобы частоты вращения, «поступающие» от коробки передач, перевести в «медленные», крутящий момент вследствие этого увеличивается и равномерно распределяется на ведущие колеса.