12. Тормозная система
Две основные, независимо работающие друг от друга тормозные системы (ножной тормоз и ручной тормоз) предписывают Технические требования к эксплуатации безрельсового транспорта (StVZO). Основание: если откажет одна система, то другая система сможет всегда затормозить автомобиль и снизить его мощность. Тормозная система вашего Mondeo имеет диагонально разделенную тормозную систему – отдельный тормозной контур соединяет соответственно одно переднее колесо и противолежащее по диагонали заднее колесо: если откажет один из контуров, то переднее и заднее колесо другого контура обеспечивают процесс торможения. С только одним активным тормозным контуром ваш Mondeo остановится значительно позднее, чем обычно. Вы заметите отказ одного из контуров, впрочем, не только по удлиненному тормозному пути, но и одновременно по увеличенному ходу педали тормоза и горящей контрольной лампочке на щитке приборов.Антиблокировочная система (ABS), аварийная тормозная система (EBA), антипробуксовочная система (TCS), электронная система распределения тормозных сил (EBD), электронная программа стабилизации (ESP)
ABS и TCS повышают активную безопасность вождения, EBD заменяет механический регулятор тормозного усилия и EBA (опция) повышает начальное тормозное давление при аварийном тормозном процессе. Функция ABS сохраняет полную способность управления и при полном торможении, TSC улучшает стабильность по направлению при ускорениях на разбитой дороге. В качестве других активных предохранительных компонентов в современных тормозных конфигурациях стали электронное распределение тормозного усилия (EBD) и аварийная тормозная система (EBA). EBD становится активной до ABS, она повышает тормозную стабильность благодаря тому, что электронным путем выполняет точную регулировку проскальзывания задних колес. Аварийная тормозная система устанавливает в зависимости скорости, с которой была нажата педаль тормоза, происходит ли полное торможение или вполне нормальное торможение. Если значок стоит на «полном торможении», то EBА увеличивает тормозное давление автоматически до максимально возможного значения – даже тогда, когда педаль тормоза еще не полностью нажата. Ассистент процесса торможения, таким образом, является помощником в том, чтобы сократить тормозной путь – может быть, на решающие несколько сантиметров. Используемая в Mondeo антиблокировочная система содержит электронный и гидравлический регулировочный блок (HECU). Обе системы заключены в один общий алюминиевый корпус. HECU используется для того, чтобы точно регистрировать частоты вращения колес, отдельный датчик устанавливается к каждому колесу: EBD и TCS используют те же сигналы. HECU работает с восемью электромагнитными клапанами, гидравлическим, приводимым от электропривода постоянного тока нагнетательным насосом и двумя накопителями низкого давления. В Mondeo все колеса могут регулироваться по отдельности до скорости 120 км/ч. На заднем мосту в качестве «образца» используется то колесо, которое первым пригодно для блокирования. При появлении системных ошибок ABS, EBA, EBD и TCS выключаются – процесс торможения далее функционирует без своих «помощников», как обычная тормозная система. Помехи в системе распознаются по сигнальной лампочке ABS: она уже не гаснет после соответствующего самотестирования, а светится постоянно. Система ABS Mondeo полностью диагностируема, коды неисправностей архивируются в постоянной памяти по запросу. Кроме того, Ford поставляет Mondeo по желанию с системой ESP.
Дозирование тормозной мощности – электронный двухконтурный насос
Энергия торможения в системе распределяется с помощью электронного двухконтурного насоса. Каждый из четырех отдельных регулирующих каналов соотнесен с парой электромагнитных клапанов (один впускной и один выпускной клапан). Впускные клапаны обычно открыты и имеют переключаемые отверстия (малое отверстие для точного регулирования малых расходов потока при тормозном контакте, большое отверстие для минимального гидравлического сопротивления при обычном торможении).
Анализ процесса торможения – ЕВА
ЕВА уже на стадии нажатия педали тормоза распознает, является такое нажатие обычной процедурой или вызвано панической ситуацией на дороге. В ситуации «паника» ЕВА повышает начальное тормозное давление автоматически до границы блокирования колес. Это помогает также «неопытному» водителю свой Mondeo в критических ситуациях затормозить с теоретически кратчайшим тормозным путем. Если давление на педаль снижается до запрограммированного значения, то ЕВА переключает управление только на самого водителя. Ассистент аварийного торможения в Mondeo встроен в блок NBZ (ГТЦ)/усилитель тормозного усилия.
Управление фунционированием АВС - HECU
HECU управляет функционированием АВС, выполняет расчет скорости в зависимости от сигналов с колесных датчиков частот вращения. Контролирует все электрические компоненты и записывает параметры сбоев. При включенном зажигании перед началом движения система выполняет запускаемое HECU самотестирование. Во время движения все электрические подключения находятся под неусыпным оком HECU. Этот процесс проводится с учетом приоритетов, а также с проверкой проходимости отдельных электрических цепей. Одновременно электромагнитные клапаны подвергаются регулярной проверке на функционирование: система для этого выдает электрический импульс. Возможные неисправности быстро и целенаправленно считываются на станции Ford с помощью WDS-тестера. Диагностический разъем для этого находится слева под щитком приборов.
Ограничитель проскальзывания задних колес – EBD
EBD ограничивает, за миллисекунды до включения основной системы, проскальзывание задних колес. Он постоянно сравнивает проскальзывание на задних и передних колесах и соответственно дозирует или распределяет тормозное усилие. Функционирование EBD обычно происходит незаметно, ее техника – независимо от состояния нагрузки автомобиля – реализует минимальный тормозной путь. Помимо этого, EBD заменяет в системе обычный регулятор тормозного усилия.
Активен до 50 км/ч – TCS
TCS интегрирован в систему АБС Mondeo вместе с двумя отключающими электромагнитными клапанами и двумя гидравлическими впускными клапанами. Эта система, в зависимости от надобности, активна до границы в 50 км/ч. От ее применения можно выиграть при внезапных ускорениях с места и, в частности, при маневрах на поворотах, а также рулевое управление вашего Mondeo: если TCS регистрирует проскальзывание переднего колеса, то вращающая пневматическая шина тормозится до тех пор, пока оно снова не восстановит контакт.
Автоматически тормозит отдельные колеса – ESP
ESP стабилизирует параметры движения в граничных зонах динамических свойств. Она поддерживает водителя своим целевым тормозным захватом на отдельных колесах или коррекцией управления двигателем в отношении сохранения курса вашего автомобиля. Однако назло всем теоретическим предпосылкам (мечтам) по абсолютной безопасности – границы физики движения установить ESP не под силу: там, где с самого начала отказывает «голова», даже самая современная автомобильная электроника «окажется в стороне».
Тормоза Мондео
Ford Mondeo замедляет свое движение с помощью четырех дисковых тормозных механизмов.
Передние, с внутренней вентиляцией, диски имеют толщину 24 мм и диаметр 300
мм. Поршни размером 60 мм берут их «в клещи». На заднем мосту располагаются
диски толщиной 12 мм и диаметром 280 мм, на которые действуют поршни размером
36 миллиметров.
Для того чтобы плавающие скобы без больших затрат силы получали правильный «укус»,
в Mondeo есть усилитель тормозного привода, который непосредственно связан с
педалью тормоза. Прямой контакт с педалью тормоза позволяет сэкономить, кроме
того, и на промежуточном рычаге. Водитель Mondeo замечает «отсутствующую деталь»
в комфортной точке давления и хорошо дозируемой генерацией давления в тормозной
системе.
АБС в комбинации с EDB относится также к стандартному оснащению тормозной системы
Mondeo. EDB использует сенсорику АБС для распознавания частот вращения колес.
Во время процесса торможения задним колесам, контролируемым EDB, «придается»
всегда столько тормозного давления, чтобы они всегда тормозили недалеко от границы
блокирования с максимальной замедляющей силой. Система автоматически учитывает
соответствующее состояние нагрузки, она сокращает тормозной путь даже вне диапазона
регулирования АБС.
Система АБС Mondeo со своими двенадцатью интервалами регулирования в секунду
отвечает современному уровню техники. Она обеспечивает, при неограниченной управляемости,
максимальное замедление и создает основу для TCS и ESP.
TCS в низких диапазонах темпа притормаживает исключительно отдельные колеса.
По другую сторону 50 км/ч TCS дополнительно «беспокоит» управление двигателем:
она сокращает далее за счет выборки цилиндров «топливную диету» и/или модифицированные
моменты зажигания и крутящий момент до тех пор, пока на приводных колесах вновь
не будет господствовать регулярное тяговое отношение.
Дополнительно оценивает Ford резервы безопасности ходовой части Mondeo с помощью
ESP. Как интерактивная система ESP снижает по прогрессивной шкале мощность двигателя
и целенаправленно тормозит отдельное колесо. ESP «провоцирует» своим «захватом»
момент рыскания, который автоматически стабилизирует автомобиль. Система работает
полностью автономно со своим «активным» усилителем тормозного привода.
На этом месте мы сознательно повторим для вас: «безголовым» водителям ESP не
создает подушек безопасности – если границы физики движения будут превышены,
то «вылет» – даже при наличии ESP – неминуем.
Корпус – две функции: датчик скорости рыскания и поперечного ускорения. 1 сдвоенный блок датчиков. |
Обзор – элементы тормозной системы
Тормозная система с двухконтурным гидравлическим приводом (преимущественно
с диагонально разделенным гидравлическим приводом):
Соответственно отдельный тормозной контур устанавливается соединением переднего
колеса и противолежащего по диагонали заднего колеса.
Главный тормозной цилиндр (ГТЦ):
Преобразует механическое усилие
педали тормоза в гидравлическое усилие. Заботится о быстром понижении давления
в системе после отпускания педали.
Усилитель тормозного привода (сервотормоз):
Расположен в моторном
отсеке перед главным тормозным цилиндром. При каждом процессе торможения усиливает
механическую силу давления на педаль примерно на 60%. В автомобилях с ESP устанавливается
«активный» усилитель тормозного привода. Как только в Mondeo запускается электронная
программа стабилизации, в усилителе активизируется электромагнитный клапан.
Благодаря этому с обратной стороны мембраны, даже без нажатия на педаль тормоза,
создается давление около 10 бар. Усилитель тормозного привода получает свою
«энергию» через шланг непосредственно из впускного трубопровода или отдельного
вакуумного насоса (дизель). При торможении соединенная поршнем с ГТЦ мембрана
реагирует на разность между давлением наружного воздуха и низким давлением во
впускном коллекторе.
Колесный тормозной цилиндр (КТЦ):
давление тормозной жидкости
в КТЦ может достигать 120 бар. Поршни КТЦ передают давление в трубопроводную
систему на свободные поршни в суппорты дисковых тормозных механизмов (дисковый
тормозной механизм) или колесные тормозные цилиндры (барабанный тормозной механизм).
Ход поршня в дисковых тормозах передают к дискам тормозные колодки или в барабанных
тормозах тормозные накладки к барабану.
Проверка тормозной системы – при сильном сомнении вариант для мастерской
На каждом метре общественных дорожных магистралей тормозная система решает задачи вашей безопасности и безопасности других участников дорожного движения. Отсюда вывод: функционирующие тормоза – это страхование жизни. Поэтому не бойтесь время от времени снимать колеса и проверять состояние тормозных накладок и дисков. Работы по техническому обслуживанию тормозной системы не столь сложны. Однако «прикладывайте к тормозам свои руки только в том случае», если вы абсолютно убеждены: при самом малейшем сомнении «отдайте свои тормоза» лучше специальной мастерской, которой известны все «ноу-хау» и где можно найти необходимый инструмент.