11. Ходовая часть
Сервоподдержка: две зубчатые рейки рулевого механизма с разными передачами
За хорошие динамические параметры и комфорт движения ответственность в Mondeo
несет ходовая часть. Теоретически во всех мыслимых дорожных ситуациях она должна
при различных дорожных покрытиях и во время любого передвижения строго согласовать
положение колес.
Но это только в теории – на практике это ничто иное, как компромисс, который
как можно ближе должен соответствовать идеалу. Сизифов труд, в котором участвуют
промышленные мощные ЭВМ, самое современное программное обеспечение и – вокруг
земного шарика – бесчисленные тестовые переходы в разнообразных условиях. Поскольку
колеса вашего Mondeo должны не только просто «вращаться», во время движения
они должны к тому же – по возможности незаметно от вас – совершать также целенаправленные
движения вверх и вниз, а также изменения направления: даже при торможениях или
ускорениях возникают разнообразные силы, которые серьезно воздействуют на ходовую
часть.
И здесь нужна командная работа, когда все компоненты строго согласованы друг
с другом и устраивают друг друга. К ходовой части относятся системы подрессоривания
и амортизации, колесные подвески переднего и заднего мостов, рулевой механизм
и сами колеса с шинами. Тормозная система, также являющаяся составным компонентом
ходовой части, подробно описывается в отдельной главе «Тормозная система».
Тонкое это дело – сбалансированность ходовой части
Хорошо сконструированные колесные подвески даже в эпоху компьютеризации – достаточно затруднительная задача: колеса должны постоянно находиться под строго определенными углами к оси автомобиля. Как только ваш Mondeo пересекает, например, неровность поверхности или преодолевает крутой вираж, неизбежно появляются силы, которые изменяют геометрию колес. При этом контакта с дорожным полотном колеса никогда не должны терять, иначе, согласно действиям центробежных сил, ваш Mondeo по кратчайшему пути оказался бы вне дороги. Чтобы этого не произошло, колеса амортизируют относительно кузова: в содружестве с амортизаторами пружины «парируют» удары, они «разряжают» дорожную поверхность. Амортизаторы следовало бы назвать собственно гасителями вибраций. Поскольку они гасят не сами толчки, а ослабляют лишь собственные колебания пружин и шин.
Связаны друг с другом – рулевой механизм и безопасность движения
Динамика движения и дорожная безопасность, среди прочего, зависят от того, что колеса уверенно поворачиваются в нужном направлении. Эта пара должна все делать чутко и целенаправленно. Характер срабатывания рулевого механизма к тому же строго согласован с осями и геометрией рулевого механизма.
Ходовая часть Mondeo является показательным примером того, что автомобиль повышенного среднего класса – в отношении комфорта и безопасности движения – не требует больших компромиссов. Передние колеса Mondeo «дисциплинируют» амортизационные стойки Макферсона, задние колеса работают отдельно – на заднем мосту, «крещенном» в Ford Jargon Quadralink. Задний мост работает с коррекцией колеи, что делает Mondeo вполне приятным для езды автомобилем. Все компоненты задней подвески поддерживает отдельная вспомогательная рама, она – для снижения шумов – свинчена с днищем.