загрузка...


4.1. Сделать в мастерской или самостоятельно

Несмотря на свою совершенную конструкцию двигатели Mondeo естественно не свободны от досадных дефектов: Ford аттестует силовые агрегаты на пробег в 240 000 километров в течение по меньшей мере десяти лет. Идущие в глубину наладочные работы лучше, конечно, передать мастерской. Обученные «специалисты в синей униформе» имеют в своем распоряжении необходимые специальные знания, они обладают практическим опытом и, как правило, большим набором специальных инструментов, чтобы вновь «поставить на ноги» ваш Mondeo.

Например, ненадлежащим образом замененная цепь привода распределительного вала может привести к непоправимым повреждениям поршней и клапанов. Лучше не требуйте от себя проведения какого-либо ремонта прокладок головки блока цилиндров или клапанов, также предъявляются высокие требования иногда при самостоятельных действиях к ремонтным работам кривошипно-шатунного механизма. Если вы не столь уверены, что можете квалифицированно обслужить или проверить «внутренности» своего Mondeo, то лучше закрыть ящик с инструментами – в интересах своей собственной безопасности. Однако не закрывайте для себя «окончательно» моторный отсек: найдется достаточно проверочных и ремонтных работ, которые вполне по силам провести самостоятельно.

 ТЕХНИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Детали двигателя

Блок цилиндров двигателя: здесь собраны все вращающиеся и качающиеся элементы кривошипно-шатунного механизма и системы масляного обеспечения. В своей периферии несет также и вспомогательные агрегаты, такие как генератор, сервонасос, стартер и система зажигания. Блоки цилиндров двигателей Duratec отливаются из алюминия, серый чугун в почете у DuraTorg DI.

Головка блока цилиндров: в современных двигателях в целом изготавливается сегодня из сплавов легких металлов. Головка блока цилиндров закрывает сверху блок двигателя, в нем имеются впускные и выпускные каналы, водяные каналы, масляные каналы, вставные кольца седел клапанов, клапанные направляющие, места установки подшипников распределительных валов и прочих приводов клапанов, камеры сгорания, а также отверстия для свечей зажигания и форсунок. От масла, охлаждающей жидкости и «постороннего» воздуха изнутри и снаружи герметизирует прокладка головки блока цилиндров двигателя, располагаемая между блоком цилиндров и головкой блока цилиндров двигателя.

Цилиндр: в нем перемещается поршень между нижней мертвой точкой (UT) и верхней мертвой точкой (ОТ): рабочие поверхности цилиндров по своему диаметру строго согласованы с диаметром поршней и дополнительно поверхности специальным образом обработаны. Они охлаждаются косвенно через охлаждающие каналы или, при мокрых гильзах цилиндров, непосредственно омываются охлаждающей жидкостью.

Поршень: перемещается в цилиндре и передает энергию сгорания посредством шатуна на коленчатый вал. Поршни состоят из особо легких и жаропрочных сплавов из легких металлов. Их основными составными элементами являются: днища, кольцевые зоны с поршневыми кольцами, отверстия для поршневого пальца и направляющей части. Палец поршня соединяет поршень с шатуном. Верхнее поршневое кольцо (уплотнительное кольцо) уплотняет камеру сгорания почти газонепроницаемо от кривошипно-шатунного механизма. Нижнее кольцо (скребковое маслосъемное поршневое кольцо) отводит избыточное смазочное масло от стенок цилиндра к сборнику для отработанного масла (масляный картер).

Шатун: соединяет поршень с коленчатым валом. Он состоит из: головки шатуна (ведет поршневой палец), стержня, основания стержня шатуна и крышки основания (основание и крышка окружают шатунные шейки коленчатого вала с вкладышами подшипников).

Кривошипно-шатунный механизм:

1 — головка блока цилиндров,
2 — гильза цилиндров,
3 — поршень с шатуном,
4 — верхнее уплотнительное кольцо,
5 — нижнее уплотнительное кольцо,
6 — скребковое маслосъемное поршневое кольцо (из 3 элементов),
7 — крышка шатуна, 8 нижний вкладыш шатунного подшипника,
9 — коленчатый вал,
10 — мост из коренных подшипников,
11 — нижний вкладыш подшипника коленчатого вала.

Коленчатый вал: посредством «связующего элемента шатуна» преобразует кинетическую энергию (движение поршня от ВМТ до НМТ) во вращательную энергию (вращательное движение). Современный коленчатый вал состоит из кованого стержня, который вращается в коренных вкладышах подшипников блока цилиндров. В зависимости от количества цилиндров со строго определенным сдвигом (угловые градусы) каждый раз две щеки кривошипа ведут к шатунным шейкам (местам расположения шатунных подшипников).

Четырехцилиндровые коленчатые валы Mondeo обладают пятью коренными подшипниками и четырьмя, экцентрично расположенными под углами 90° шатунными подшипниками. Во все места расположения подшипников «вставляются» сменные трехкомпонентные подшипники скольжения. V6 достаточно иметь 4 коренных подшипника, здесь места шатунных подшипников располагаются экцентрично с углами 60°.

Клапаны: в четырехтактовом двигателе предназначены для управления газообменом (всасывание, сжатие, сгорание, выталкивание). В двигателях Mondeo клапаны «висят» V-образно под углом 42° под распределительными валами. Все движущиеся детали в головке блока цилиндров комплектуют привод клапанов.

Привод клапанов:

1 — выпускной распределительный вал,
2 — впускной распределительный вал,
3 — впускной клапан,
4 — впускной канал,
5 — выпускной канал,
6 — выпускной клапан,
7 — крышка подшипника распределительного вала,
8 — тарельчатый толкатель,
9 — пружина клапана.

Распределительный вал: открывает и закрывает клапаны – в зависимости от частоты вращения двигателя и положения поршней – в строго заданной временной последовательности.

Основные понятия техники двигателей

Четырехтактный принцип:

Впуск (1-й такт): поршень скользит от верхней мертвой точки (ВМТ) до нижней мертвой точки (НМТ). Впускной клапан открывается, топливовоздушная смесь устремляется в цилиндр.

Сжатие (2-й такт): поршень скользит от ВМТ до НМТ и при своем перемещении сжимает впущенную свежую топливную смесь. Впускной клапан и выпускной клапан закрыты.

Сгорание (3-й такт):
уже вначале ВМТ сжатая свежая топливная смесь воспламеняется от воспламеняющих искр свечей зажигания: смесь сгорает взрывообразно, вследствие повышения давления поршень смещается в НМТ. Шатун передает энергию дальше на коленчатый вал и приводит его во вращение.

Выпуск (4-й такт): вращающаяся масса маховика перемещает поршень от положения НМТ снова в положение ВМТ. Выпускной клапан уже открыт, так что сгоревший газ (отработанный газ) выходит в выхлопную систему. В совокупности эти четыре такта в четырехтактном двигателе образуют цикл газообмена.

В целом дизельный двигатель функционирует на этом же принципе. Однако на такте впуска он всасывает только чистый воздух, сжимает его значительно сильнее, так чтобы впрыскиваемое в конце такта сжатия топливо (дизельное топливо) в горячем воздухе без принудительного зажигания (воспламеняющих искр) могло самостоятельно воспламениться. Остальной цикл газообмена идентичен с карбюраторным двигателем.

Рабочий объем: пространство, которое проходит поршень при своем движении от НМТ до ВМТ. Камера сгорания никак не связана с рабочим объемом. Рабочий объем и камера сгорания вместе образуют объем цилиндра.

Степень сжатия: параметр, определяющий, насколько сжата всасывающаяся свежая горючая смесь в камере сгорания. Размер камеры сгорания оказывает прямое воздействие на степень сжатия. Степень сжатия указывает на то, какой объем топливной смеси при 100%-ном заполнении (дроссельная заслонка полностью открыта) к моменту воспламенения должен быть в камере сгорания. У двигателей DuraTorg степень сжатия составляет 19,0. Двигатели Duratec-HE работают со степенью сжатия 10,8:1, а V6 сжимает свежую топливную смесь в отношении 9,8:1 (ST220 10,25:1).

Рабочий объем 2 простирается от верхней 1 до нижней мертвой точки 3. Между ВМТ, которая в правом цилиндре ограничивается непосредственно днищем поршня, и прогибом головки блока цилиндров 5 образуется камера сгорания 4.



Поиск по сайту

Карта Сайта