13.1. Аккумуляторная батарея и стартер
Силовой пакет: аккумулятор, не требующий техобслуживания
Шесть в ряд подключенных элементов являются сердцем 12-вольтовой стартерной
аккумуляторной батареи. Отдельный элемент состоит из комбинации положительных
и отрицательных пластин, которая химическим путем производит напряжение около
двух вольт. Пластины, в свою очередь, состоят из решеток, изготовленных из свинцово-сурьмянистого
сплава, которые заполнены активной массой. На сторонах положительной пластины
находится перекись свинца, реагент отрицательных пластин – чистый свинец. Между
ними находится сепаратор – он разделяет пластины между собой, однако аккумуляторная
жидкость (электролит) может циркулировать через микроскопические поры. Электролит
является токопроводящей жидкостью, которая почти на 37% состоит из концентрированной
серной кислоты и на 67% дистиллированной воды.
Сохраняет электрическую энергию – аккумуляторная батарея
В защищенных «внутренностях» аккумулятора протекают энергетические процессы
– в аккумуляторе химическая энергия преобразуется в электрическую энергию. Основным
потребителем «мощностного сока» является стартер. Его тяговое усилие зависит
от накопленной энергии, которую производит и сохраняет аккумулятор во время
движения: в зависимости от типа двигателя стартера кратковременно стартер «высасывает»
до 2000 Ватт – для этого аккумулятор должен быть в хорошей «физической» форме.
При каждом холодном пуске большая часть необъятной мощности идет на счет внутренних
потерь на трение. Напротив, запуск нагретого двигателя стартер реализует уже
с помощью пятой части от мощности, необходимой для пуска холодного двигателя.
Все качающиеся и вращающиеся детали лучше взаимодействуют друг с другом за счет
большего «места», а «теплое» масло более гибче, чем остывшее, которое вначале
крайне недовольно курсирует в системе циркуляции.
|
Аккумулятор – понятия и нормы
Обозначение находится на корпусе и характеризует параметры аккумулятора.
Например, «12V 70 Ah 210A» (12V (B) = номинальное напряжение; 70Ah
(А·ч) = номинальная емкость; 210А = ток стартерного разряда.
Номинальное напряжение:
Общая отдача напряжения
(размерность «В»). У всех моделей Mondeo устанавливается 12 В. Фактическое
напряжение зависит, естественно, от степени разряженности аккумулятора.
Оно может быть больше или меньше номинального значения.
Номинальная емкость:
Определяет аккумулирующую
способность аккумулятора (размерность «А·ч»). Это емкость, которой
может обладать полностью заряженный аккумулятор при температуре
27 °С в течение 20 часов, и при этом напряжение элементом не будет
устанавливаться ниже 10,5 В (конечное напряжение разряда). Стояночное
освещение вашего автомобиля, например, потребляет 25 Ватт. При напряжении
бортовой сети 12 Вольт аккумулятор вырабатывает ток силой 2,08 А,
согласно формуле «ток (А) = мощность (Вт)/напряжение (В)». При наличии
аккумулятора на 70 А·ч теоретически ваш Mondeo может находиться
с включенным стояночным огнем в течение около 30 часов. Ударение
здесь делается на слово «теоретически», так как на практике аккумулятор
уже через примерно 10–15 ч. будет полностью разряжен и бессилен.
Емкость:
Заключенный в аккумуляторе расход тока
в ампер-часах (А·ч). Она зависит прежде всего от разрядного тока,
температуры, степени разрядки и общего состояния (старения) аккумулятора.
Ток холодной прокрутки:
Определяет способность
пуска аккумулятора в холодное время (размерность «А»). Определенный
разрядный ток, который может вырабатывать аккумулятор на 12 Вольт
при температуре –18 °С. При этом напряжение в течение 30 секунд
не упадет ниже 9 Вольт, в течение 150 секунд соответственно 6 Вольт.
Саморазрядка:
Химические процессы, протекающие
внутри элементов аккумулятора, вызывают его разрядку – даже если
не подключен ни один потребитель тока. Заряженный почти новый автомобильный
аккумулятор теряет ежедневно около 0,5% своего заряда. Сильные колебания
температуры, повреждения или загрязненный корпус аккумулятора также
ускоряют процесс разрядки.
Стартер с принудительным включением и самовыключением
с редуктором
При запуске стартер с принудительным включением и самовыключением
вдыхает в Mondeo необходимую «жизненную силу».
- Поверните ключ зажигания в направление «Пуск», через замок-выключатель
зажигания (клемма 50) течет ток на электромагнитный выключатель,
находящийся над стартером.
- Он приводит в движение вилку включения: она перемещает после
этого по крутой резьбе вала якоря стартерную шестерню в зубчатый
обод маховика двигателя (ход толкания).
- В конце хода толкания шестерня стартера «устанавливается» непосредственно
перед маховиком – это сигнал для электромагнитного выключателя
посредством своих основных контактов «открыть дорогу» полному
току аккумулятора (клемма 30). Шестерня ввинчивается далее в зубчатый
обод и создает тем самым силовое замыкание (ход ввинчивания) –
стартер проворачивает двигатель.
- Как только двигатель подает первые «признаки жизни» и вы освобождаете
ключ зажигания, в удерживающей обмотке электромагнитного выключателя
пропадает электромагнитное поле – стартовый сигнал для возвратной
пружины, чтобы она привела вилку включения в исходное положение.
Шестерня стартера выходит из зацепления с маховиком, сам стартер
уже обесточен.
|
Стартер с принудительным
включением и самовыключением и редуктором. |
|
|